Учитель-логопед группы № 1 компенсирующей направленности «Кораблик» — Семрина Ольга Эдуардовна.
Консультация для родителей: «Звуковое несовершенство» детской речи»
Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями каждого ребенка.
Ребенок четвертого года жизни правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в сочетаниях с другими согласными звуками: нег (снег), котёль (костер), вонок (звонок). Иногда он опускает другой согласный звук: зей (змей).
Некоторые дети не различают звуки [с] и [ц] и заменяют последний на [с]: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.
В этом возрасте ребенок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч`], [щ`] и часто заменяет их свистящими (в основном уже твердыми) [с], [з], [ц]: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ).
Сонорные [р], [р`], [л] ребенок может заменять звуком [л`], реже [й]: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах.
В некоторых словах, особенно труднопроизносимых, ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например он может произнести слово пингвин как пигин, ножницы как нозицы, автомобиль как амабиль, магазин как гамазин, вертушка как левтуска, чемодан как чедоман, температура как тематуа, покатай как копатай, оторвали как отоврали и т.д.
Однако все эти несовершенства возрастные и в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают.
Слуховое внимание
Умение сосредоточиться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Для его развития используйте различные упражнения, например: «Отгадай, что звучит». Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизвести какой-нибудь звук так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха – научить ребенка слушать и слышать.
Используйте, например, упражнение «Подскажи словечко». Прочитайте ребенку хорошо знакомое стихотворение(например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет…»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
Как нужно разговаривать с ребенком
В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить два золотых правила.
- Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и сюсюкать.
- Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
Как сформировать правильную речь?
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее.
Помните о том, что ребенку недостаточно просто сказать: «Вот летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать».
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него произношения слова сразу.
Учитель-логопед Группы № 2 компенсирующей направленности «Говорушки» Никитина Маргарита Евгеньевна.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДОВ: