Психолого-педагогический консилиум в ГБДОУ № 5
Психолого — педагогический консилиум – это механизм управления качеством образования.
Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) – это орган, функционирующий в образовательной организации с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Как работает и для чего создан психолого — педагогический консилиум в ДОУ ?
На заседаниях ППк в детском саду заслушиваются данные воспитателей и специалистов о динамике развития детей, а также результаты психологического и логопедического обследования детей, имеющих трудности в освоении образовательной программы. На консилиуме принимается коллегиальное решение, которое носит для родителей рекомендательный характер (рекомендовать прохождение ТПМПК, начать реализацию плана поддержки ребенка, посетить врачей-специалистов или продолжить наблюдение за динамикой развития).
При направлении обучающегося на ПМПК, оформляется Представление ППк на обучающегося. Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдаётся родителям (законным представителям) под личную подпись.
Если Вашему ребенку по результатам ППк предложен план поддержки ребенка в ДОУ?
Это значит, мы надеемся, что сможем помочь вашему ребенку силами педагогов и специалистов нашего детского сада. План поддержки — это стратегия успешности вашего ребенка. После подписания протокола ППк и вашего согласия на реализацию плана поддержки, вас пригласит для беседы педагог-психолог . Вместе с педагогом-психологом вы обсуждаете направления стратегии успешности и варианты вашего участия в реализации плана.
Заседания ППк проходят в каждой группе с периодичностью не менее 1 раза в полугодие. На консилиумах принимаются решения о результативности действий по поддержке успешного развития ребенка и внесении необходимых корректив.
Если же Вам рекомендовано пройти ТПМПК (территориальную психолого-медико-психологическую комиссию), значит специалисты, педагог-психолог, проведя обследование вашего ребенка, видят проблемы, которые требуют участия дополнительных специалистов и врачей (см. ниже направление на ТПМПК).
Целями деятельности ППк является коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей.
Задачи ППк:
-своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
— выявление резервных возможностей развития детей; определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— разработка плана коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей и поддержания психоэмоционального благополучия;
— консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
— организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ППк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.
Деятельность ППк включает в себя три этапа:
1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь)
В сентябре на плановом подготовительном заседании ППк оформляются бланки первичных документов.
На консилиум направляются дети, имеющие нарушения в психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) заполняется заявление на согласие.Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия оформляется отказ.
На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы.
После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ППк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.
Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа развития предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.
Также оформляются:
-Журнал учёта заседаний психолого-педагогического консилиума ГБДОУ № 5.
-Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума ГБДОУ №5
Протокол ППк оформляется секретарем консилиума не позднее пяти рабочих дней после его проведения и подписывается всеми участниками заседания ППк. Председатель и члены ППк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.
При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в городскую психолого – педагогическую комиссию (ППК ).
Коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно – развивающая работа с детьми.
2 этап – промежуточный (январь, февраль)
На втором плановом заседании обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.
В феврале проводится третье плановое заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.
3 этап – итоговый (апрель-май)
В апреле – мае ППк анализирует результаты коррекционно – развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок.
В течение года проводятся внеплановые заседания ППк по запросам специалистов, организующих коррекционно – развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.