Психоэмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ — это состояние, когда ребенок чувствует себя комфортно, безопасно, любимым, способен управлять своими эмоциями и успешно взаимодействовать с окружающими, что является залогом гармоничного развития и адаптации.
Для его обеспечения необходимы: благоприятная эмоционально-развивающая среда, уважительное и доверительное взаимодействие педагога с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также комплекс мер, включающих режим дня, физические нагрузки и игровую деятельность.
Что такое психоэмоциональное благополучие
- Положительные эмоции: состояние ребенка, характеризующееся чувствами спокойствия, радости, комфорта и удовлетворенности.
- Безопасность: ощущение защищенности и доверия к окружающим людям и месту.
- Социальная адаптация: успешное взаимодействие с педагогами и сверстниками, умение разрешать конфликты и обращаться за поддержкой.
- Самостоятельность: развитие самоконтроля, умение справляться с трудностями и стрессом.
Факторы, влияющие на благополучие:
- Отношения в семье: семейная обстановка и взаимоотношения родителей оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
- Среда ДОУ: создание благоприятной предметно-развивающей и эмоционально-развивающей среды, учитывающей потребности детей.
- Взаимодействие педагога с детьми: важную роль играют эмоциональная речь воспитателя, его внимательное и приветливое отношение, а также умение устанавливать доверительные отношения.
- Режим дня и физическая активность: обеспечение адекватного распорядка дня, достаточное питание и физические нагрузки способствуют хорошему настроению и устойчивому состоянию.
- Игра: ведущая деятельность дошкольного возраста, игра, способствует развитию эмоциональной сферы и познавательных процессов.
Как обеспечивается психоэмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ:
- Создание эмоционально-развивающей среды: оформление группы, использование игрушек, способствующих положительным эмоциям и взаимодействию.
- Индивидуальный подход: уважительное отношение к каждому ребенку, понимание его потребностей и особенностей.
- Использование психолого-педагогических приемов: применение методов, способствующих закреплению положительных переживаний и состояний.
- Обратная связь: важно узнавать отношение ребенка к ДОУ, что помогает выявить источник дискомфорта.
- Взаимодействие с родителями: полноценная семья и ее активное участие в жизни ребенка в детском саду также являются важными факторами. В нашем ДОУ проводятся различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания, мастер-классы, праздники, совместные спортивные мероприятия, различные акции, выставки, конкурсы, проекты.
Для формирования психоэмоционального благополучия детей в нашем ДОУ используются различные технологии и приемы:
Игровые ситуации, игры-драматизации , проблемные ситуации для обучения детей навыкам общения и решения конфликтов, творческие занятия, ритуалы ( утренние круги) и упражнения для создания позитивного настроя и уверенности в себе.
Нейрогимнастика.
Игры в интерактивной песочнице , сухом бассейне
Оздоровительные образовательные маршруты «В город за здоровьем»
Игры с мягкими модулями
Психогимнастика
Игровой стретчинг
В ДОУ разработан и используется инновационный продукт «В город за здоровьем» — это методическое пособие для педагогов по актуализации оздоровительного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга.
В рамках инновационной работы по указанной проблематике коллектив ГБДОУ № 5 Пушкинского района разработал модель единой здоровьеформирущей образовательной среды ДОУ и семьи, которая базируется не только на использовании внутренних ресурсов учреждения и внешних возможностях. В этой модели педагогическим средством укрепления физического, психического и нравственного здоровья всех членов семьи и формирования у них установок на ЗОЖ выступает петербургское социокультурное пространство с его объектами и социокультурными учреждениями, а ведущим форматом просветительских и оздоровительных практик – специально спроектированные семейные городские досуги.
В ДОУ дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители воспитанников ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь, организован Родительский клуб «Мамина школа»
Основной задачей детско-родительского клуба является:обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи, в поддержании психоэмоционального благополучия воспитанников.
В родительском клубе «Мамина школа» принимают участие педагоги и родители (законные представители) воспитанников ДОУ, воспитанники.
В 2024-2025 учебном году были организованны мероприятия: Отчёт Мамина школа
Мастер-класс
В ДОУ для создания условий полноценного психоэмоционального развития ребенка организованна работа с педагогом-психологом.
Направления работы
- Диагностическое направление:
- наблюдение за эмоциональным состоянием детей;
- проведение диагностических методик;
- анализ результатов.
- Коррекционно-развивающее направление:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- Профилактическое направление:
- создание благоприятной атмосферы;
- проведение релаксационных упражнений с применением сухого бассейна и пузырьковой лампы;
- организация игровой деятельности в интерактивной песочнице.
- Консультативное направление:
- работа с педагогами;
- взаимодействие с родителями;
- консультирование по вопросам эмоционального развития.
Методы и приемы работы
- Арт-терапия: рисование, лепка, музыка
- Игровая терапия: сюжетно-ролевые игры, психогимнастика
- Релаксационные техники: дыхательные упражнения, мышечная релаксация
- Когнитивные методы: развитие памяти, внимания, мышления
Критерии эффективности работы
- Позитивные изменения в эмоциональном состоянии детей
- Улучшение навыков общения
- Снижение уровня тревожности
- Повышение уверенности в себе
- Активное участие в совместной деятельности
Работа по обеспечению психоэмоционального благополучия требует системного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Только при создании благоприятных условий для эмоционального развития можно говорить о полноценном формировании личности ребенка и его успешной социализации.
Для поддержания психоэмоционального благополучия дошкольников в ДОУ реализуется проект сотрудничества со школой «Будущий первоклассник». Работа, организованная в рамках данного проекта, позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста мотивационную готовность к обучению в школе, снизить уровень тревожности.
В ДОУ организовываются дни, когда выпускники делятся своими впечатлениями и историями о школьной жизни, а так же проходят экскурсии в школу, школьную библиотеку и музей. Учителя начальных классов имеют возможность присутствовать на открытых занятиях ДОУ с целью определения психологической готовности к обучению в школе.
В ДОУ организовано сотрудничество детского сада с Государственным музеем — заповедником «Царское село» с целью духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщения их к истокам Родины.
Сотрудничество включает разные формы работы: тематические экскурсии, посещение выставок и экспозиций, игровые и творческие виды деятельности.
Такое взаимодействие помогает привлечь родителей к процессу духовно-нравственного воспитания, вовлечь их в совместную с детьми деятельность.
Фотоотчёт